Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5
тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru
В конференц-зале фундаментальной библиотеки открылась выставка «Учитель новой формации (к 100-летию учреждения Петроградских педагогических вузов)».
Осенью 1918 г. в Петрограде практически одновременно было учреждено четыре новых высших учебных заведения: Первый государственный педагогический институт, Второй педагогический институт, Третий педагогический институт и Педагогический институт дошкольного образования.
Первый государственный педагогический институт был основан на базе Императорского Женского педагогического института, одного из самых старых женских педагогических учреждений России. Общее педагогическое направление работы вуза не изменилось, институт принимал студентов на три факультета: словено-исторический, физико-математический и естественнонаучный. В числе профессоров и преподавателей Первого педагогического института работали В. Н. Верховский, З. З. Вулих, Ф. Е. Тур, А. Е. Пресняков, Е. С. Истрина, Ю. С. Залкинд, М. Г. Долобко, Д. И. Дейнека, а также молодые аспирантки, окончившие институт – Н. П. Гринкова, Н. В. Андреевская и др.
На выставке представлены наиболее старые книги, которые имеют штамп «Библиотека Петроградского государственного 1-го высшего педагогического института», например, «Примечания на историю древней и нынешней России г. Леклерка» (СПб., 1788) историка и государственного деятеля И. Н. Болтина, «Духовная великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, названная в летописи Суздальской Поученье» (СПб., 1793), «Исторический и хронологический опыт о посадниках новгородских» (М., 1821) археографа и филолога К. Ф. Калайдовича. Ноябрьский номер «Беседующего гражданина: ежемесячного издания, заключающего в себе рассуждения вольным слогом и на стихах, как на природном российском языке сочиненные, так и заимствованные переводом у самых лучших иностранных писателей чрез разные роды творений открывающие путь к ясному познанию главнейших обязанностей человека в особенности, а наипаче гражданина» (СПб., 1789) имеет также личный владельческий штамп Ф. А. Витберга, литературоведа, библиографа, собирателя документов по истории России.
На титульном листе книги Н. П. Кондакова «Византийские церкви и памятники Константинополя» (Одесса, 1886) содержится дарственная надпись: «Дорогому и глубокоуважаемому Константину Николаевичу Бестужеву-Рюмину от автора». К. Н. Бестужев-Рюмин был авторитетным историком, руководителем Санкт-Петербургской школы историографии, специалистом по источниковедению. Думается, не случайно в собрании Первого педагогического института широко представлены книги исторической тематики, поскольку в вузе сохранялись традиции изучения исторических дисциплин, заложенные первым ректором Женского педагогического института С. Ф. Платоновым.
Второй педагогический институт был основан на базе Петроградского учительского института, который в свою очередь был преобразован из Санкт-Петербургского учительского института имени императора Александра II. В свое время институт служил для подготовки учителей народных училищ. В институте действовали 3 факультета: гуманитарный с двумя отделениями – историческим и словесным, физико-математический и биолого-географический.
На выставке представлены книги со штампами «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. 2-ой Петроградский педагогический институт» и «Музей С. П. Б. Учительского института». Они в основном посвящены естественным наукам, например, Леман И. Г. «Иоганна Готлоба Лемана, королевского прусского горного советника, Императорской Академии наук химии профессора и члена Минералогия» (СПб., 1772), Блюменбах И. Ф. «Руководство к естественной истории» (СПб., 1817).
На титульном листе книги А. Л. Ловецкого «Краткое начертание естественной истории животных, содержащее в себе органологию животных, с кратким физиологическим объяснением, изданное в пользу учащихся врачебной науке» (М., 1832) стоит владельческий штамп ученого-зоолога, гидробиолога, организатора первой в Российской империи биологической станции на Белом море К. К. Сент-Илера. А книги И. И. Мартынова «Три ботаника, или Сокращение систем Турнефорта, Линнея и Жюсье, с кратким описанием жизни каждого, показанием прочих систематиков и ботаников, и начертанием ботаники, каковую желательно бы иметь» (СПб., 1821) и Р. Вагнера «Handworterbuch der Physiologie mit Rucksicht auf physiologische Pathologie [Справочник по физиологии: с учетом физиологической патологии» (Braunschweig, 1842) отмечены штампом ученого и педагога в области зоологи Д. С. Михайлова.
Официальной датой открытия Третьего педагогического института считается 17 ноября 1918 г., когда состоялось его торжественное открытие. Третий педагогический институт позиционировался его учредителями как институт новой формации, способный подготовить педагогические кадры для молодого коммунистического государства. У истоков создания института стояли А. П. Пинкевич, В. А. Десницкий, А. Е. Кудрявцев, А. П. Афанасьев, С. П. Аржанов, С. А. Петров и др. Студентов принимали на 7 циклов: математическо-физический, физико-математический, социально-исторический, литературно-художественный, физико-химический, биологический и географический.
На выставке представлены книги XVIII – начала XIX в. со штампом «Библиотека 3-го П. Т. Г. Р. педагогического института». Это книги педагогической направленности. Так, в книге видного деятеля русского просвещения И. И. Бецкого «Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества: с прочими в пользу общества установлениями» (СПб., 1789) собраны его планы и проекты по организации Московского и Санкт-Петербургского Воспитательных домов. Книга М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию: книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поезии» (СПб., 1748) произвела в свое время большое впечатление на читающую публику и была первым учебным пособием по ораторскому искусству на русском языке. Словарь историка математики В. Я. Буняковского «Лексикон чистой и прикладной математики» (СПб., 1839) долго служил справочным руководством для изучающих математические науки.
На переднем форзаце книги В. П. Авенариуса «Гоголь – гимназист. Первая повесть из биографической трилогии "Ученические годы Гоголя"» (СПб., 1900) имеется владельческая подпись «Л. Живатовский». Л. Л. Живатовский (Животовский) – дядя Л. Троцкого, владел в свое время зданием на Каменноостровском пр., 66, в котором в 1918 г. планировали разместить учебный корпус Третьего педагогического института.
Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО) был организован на основе педагогических курсов при Фребелевском обществе. В сентябре 1918 г. председатель педагогического совета Фребелевских курсов профессор Н. М. Книпович и президиум Фребелевского общества – Г. Г. Тумим, Н. М. Соколов, Н. А. Альмединген-Тумим – обратились в Комиссариат народного просвещения с ходатайством о принятии педагогических курсов в число правительственных высших учебных педагогических заведений с переименование в «Педагогический институт дошкольного образования». В штат ПИДО перешли почти все преподаватели педагогических курсов при Фребелевском обществе. К работе в институте вскоре были привлечены Е. И. Тихеева, один из организаторов Общества содействия дошкольному воспитанию, разработавшая собственную педагогическую систему дошкольного образования, и Ю. И. Фаусек, воплощавшая в жизнь педагогические идеи М. Мотессори.
На выставке представлены книги со штампом «Педагогический институт дошкольного образования. Фундаментальная библиотека». Это, например, книги начала XIX в., служившие учебными и справочными пособиями: «Словарь Академии российской, по азбучному порядку расположенный, вновь пересмотренный, исправленный и пополненный» (СПб., 1809), Мартынов И. И. «Словарь родовых имен растений» (СПб., 1826). Книга Ю И. Фаусек «Обучение счету по системе Монтессори» (Л., 1924) также использовалась в качестве методического пособия при работе в дошкольных учреждениях.
Книги «Статистика слепых в России по переписи 1886 г.» (СПб., 1888) и «Благотворительные учреждения для слепых в России» (СПб., 1912) отмечены владельческим штампом тифлопедагога М. К. Мухина, который преподавал в Институте слепых Императорского человеколюбивого общества, а позднее в Петроградском педагогическом институте социального воспитания нормального и дефективного ребенка.
В начале 1920-х гг. во избежание дублирования преподавательской деятельности и излишнего расходования государственных средств было принято решение о реорганизации всех педагогических вузов Ленинграда. В качестве базового вуза был выбран Третий педагогический институт, в который постепенно влились все остальные педвузы. В 1920 г. Третьему педагогическому институту было присвоено имя А. И. Герцена, которое и закрепилось в дальнейшем за объединенным Ленинградским государственным педагогическим институтом (ныне Российским государственным педагогическим университетом).
Все книги, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.