Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

27 апреля (суббота) - библиотека открыта с 9:30 до 13:00
28, 29, 30 апреля, 1 мая - выходные и праздничные дни

8 мая (среда) - библиотека открыта с 9:30 до 15:00
9, 10, 11, 12 мая - выходные и праздничные дни

Библиотека открыта для читателей:
понедельник-пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота:
с 10.00 до 17.00

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

В конференц-зале открылась выставка «Страницы истории фундаментальной библиотеки: Библиотека Николаевского сиротского института».

Николаевский сиротский институт – женское учебно-воспитательное заведение Ведомства учреждений императрицы Марии, основанное на базе сиротского отделения Санкт-Петербургского воспитательного дома в 1834 г. Уже в 1837 г. высочайшим повелением учебные классы Воспитательного дома были преобразованы в Сиротский женский институт при Воспитательном доме, с 1855 г. Николаевский сиротский институт.

В институт принимали девочек сирот и полусирот из семей малообеспеченных младших офицеров, чиновников военной и гражданской служб, а также дочерей лиц, имевших ученые степени, умерших на действительной службе, не выслужив положенных пенсией лет. Главным назначением института было «дать сиротам призрение, нравственное и умственное образование, и, засим, предоставить им, по выходе из Заведения, средства собственным трудом обеспечить свое существование, в звании гувернанток и учительниц в частных домах и общественных заведениях».

Со времени образования Сиротского института обеспечение учебного процесса необходимой литературой, согласно штату института, возлагалось на инспектора классов, а также на его помощника, которые отслеживали появление новой литературы, соответствующей учебной программе, наличие необходимого количества экземпляров в библиотеке, а также подавали Опекунскому совету списки для закупки необходимых учебных пособий. С 1837 по 1852 г. инспектором классов служил А. Г. Ободовский, с 1862 по 1885 г. – М. Б. Чистяков.

Для институтской библиотеки приобретались «книги трех разрядов: 1) исторические, литературные и научного содержания, 2) книги для детского чтения, 3) педагогические». На покупку учебников и учебных пособий суммы выделялись небольшие, что не позволяло обеспечить библиотеку необходимой литературой в нужном количестве. При М. Б. Чистякове в 1877 г. библиотека была выделена в качестве отдельного структурного подразделения, имеющего два отделения: капитальная и учебная библиотеки, свой штатный состав и правила внутреннего распорядка.

На выставке можно увидеть книгу Т. Б. Вельтера «Руководство к изучению всеобщей истории для гимназий и других средних учебных заведений: История средних веков» (СПб., 1863) на переднем форзаце которой имеется запись черными чернилами: «Кап[итальная] Биб[лиотека] Н. С. И. Отд. IV. № 100». Книга Н. А. Бестужева «Записки о Голландии 1815 года» (СПб., 1821) также напрямую отражает историю библиотеки – на ее переднем форзаце имеется надпись черными чернилами «Из библиотеки Н. С. И. Отд. N № 13».

В 1887 г. библиотека Николаевского Сиротского института уже имела статус фундаментальной. Назначением библиотеки было «служить пособием для преподавания по всем предметам, а также для чтения воспитанницам в виду пополнить их научные сведения».

Состав книжного собрания библиотеки был определен перечнем изучаемых дисциплин, в который входили (на 1887 г.): закон божий (православный, католический, лютеранский, согласно вероисповеданию воспитанницы), чистописание, русский язык и словесность, чтение и декламация, арифметика, география и история, естественная история и физика, английский, немецкий и французский языки, педагогика, музыка и пение, каллистения и танцы, рисование и рукоделие.

По книгам, представленным на выставке, можно представить, каким образом было построено преподавание той или иной дисциплины в Николаевском сиротском институте. Например, при изучении истории девочки могли использовать «Летопись преподобного Нестора по Лаврентьевскому списку: С приложением словаря древних русских слов» (М., 1864), а также сочинения А. К. Полевого «Михаил Васильевич Ломоносов» (М., 1836), О. П. Шишкиной «Князь Скопин-Шуйский, или Россия в начале XVII столетия» (СПб., 1835), Я. Я. Штелина «Подлинные анекдоты о Петре Великом» (М., 1830).

Изрядную поддержку в изучении географии оказывало «Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академией наук, по предложению ее президента: С примечаниями, изъяснениями и дополнениями» (СПб., 1821–1822).

В Николаевском сиротском институте большое внимание уделялось освоению филологических дисциплин. Так, при изучении истории русского языка применялась «Славяно-русская хрестоматия: Пособие при преподавании русского языкознания в педагогических классах институтов Ведомства учреждений императрицы Марии» (СПб., 1904), составленная Н. М. Каринским; при изучении французского языка применялся метод Берлица, изложенный в одноименной книге «Methode Berlitz pour l'enseignement des langues modernes. Partie francaise» (Berlin, 1901) самим разработчиком методики М. Берлицем. Художественную литературу девочкам предлагалось читать на языке оригинала, например, одно из самых известных литературных произведений эпохи «бури и натиска» И. В. фон Гете «Goetz von Berlichingen mit der eisernen Hand [Гёц фон Берлихинген с железною рукою]» (Bielefeld, 1895) – на немецком языке.

В помощь учебному процессу в библиотеке имелись разнообразные словари: Макаров Н. П. «Международные словари для средних учебных заведений, составленные по программе Министерства народного просвещения. Часть русско-французская» (СПб., 1910); Viehoff H. «Handbuch der Deutschen Nationallitteratur: Nebst einem Abriss der Literaturgeschichte, Verslehre, Poetik und Statistik. In drei Teilen [Справочник немецкой национальной литературы: с очерком истории литературы, стихосложения, поэтики, и статистическими данными. В трех частях]» (Braunschweig, 1892); «Petit Larousse Illustre: Nouveau dictionnaire encyclopedique. 5800 Gravures, 130 Tableaux, 120 Cartes [Малый иллюстрированный Ларусс: Новый энциклопедический словарь. 5800 гравюр, 130 таблиц, 120 карт]» (Paris, 1907); Havard H. «Dictionnaire de l'Ameublement et de la Decoration depuis le XIIIe siecle jusqu'a nos jours: Ouvrage illustre de 256 planches hors texte et de plus de 2.500 gravures dans le texte [Словарь мебели и украшений с XIII-го века до наших дней: Книга содержит 256 иллюстраций на вставках и более 2500 гравюр в тексте]» (Paris, 1890).

Все книги из библиотеки Николаевского сиротского института отмечены либо штампом института на титульном листе, либо тиснением «Н. С. И.» на корешке. Собрание проповедей Тихона Задонского «Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского» (М., 1875) отмечено штампом Покровской церкви при Николаевском сиротском институте.

После Октябрьского переворота фонды библиотеки Николаевского сиротского института влились в фонды фундаментальной библиотеки Педагогического института дошкольного образования.

Все книги, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.

Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена