Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5
тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru
Новая выставка, открывшаяся в конференц-зале фундаментальной библиотеки, приурочена к Международному женскому дню 8 марта.
Этот праздник был учрежден как день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. История празднования начинается в 1910 году, когда Клара Цеткин предложила учредить Международный женский день на II Международной социалистической женской конференции в Копенгагене.
Первый раз он отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта 1911 года. В 1914 году женский день отмечался в воскресенье 8 марта одновременно в восьми странах: США, Великобритании, Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. В СССР с 1921 года по решению II Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта. С 1975 года ООН, в связи с Международным годом женщин, начала 8 марта проводить Международный женский день.
Чтобы понять, какой путь прошла женщина, борющаяся за свои права, стоит взглянуть на ее положение в конце XIX – начале XX века. Книги выставки предстают перед нами как отражение господствовавших взглядов на место женщины в общественной жизни.
Ряд книг отражает очень распространенный взгляд на женщину, основное назначение которой – быть хозяйкой в доме, заниматься домашней работой, детьми, кухней. Только так, по мнению многих авторов, женщина сможет сохранить свою женственность. «Стремление женщин к общественной и государственной деятельности нельзя признать справедливым, потому что они не обладают всеми необходимыми для такой деятельности свойствами… Она [женщина] более пригодна для ведения домашнего хозяйства», – говорит, например, автор книги «Женщина и ее роль в жизни» (Оренбург, 1895). Еще более непримирим к эмансипации В. Г. Камраш, автор книги «Феминизм. Об эмансипации женщин» (М., 1902). Он пишет: «Многие сочувственно относятся к эмансипации женщин и желали бы даже, чтобы все женщины, какие только есть на Руси – стали телеграфистками, акушерками и врачами. Талантливые женщины-врачи весьма желательны, и наши жены, сестры и дочери охотно станут лечиться у них. Пусть сельские учительницы учат народ, пусть в телеграфистки поступают барышни, которые не чувствуют себя хорошо в семейной обстановке. Но та равноправность, – тяжкое бремя, которое принимают на себя они, да не распространяется на женщин вообще».
В противовес такому мнению, многие считали, что положение женщин необходимо менять. Ведь отсутствие выдающихся достижений женщин в сфере науки и культуры обусловлено не физиологическим, а их социальным неравенством. Если дать женщине возможность получить образование и допустить к традиционно мужским сферам деятельности, выиграет и женщина, и общество.
«Дальнейший прогресс цивилизации покажет, что соответственное воспитание и обучение женщин, появление в них самоуверенности вследствие изменения социальных условий к лучшему – обусловит полнейшую способность женщин к умственному труду и развитию, и даже их полное превосходство в некоторых отраслях умственной деятельности», – писал Ф. И. Булгаков в книге «За женщин: Трезвые мысли и веские факты» (СПб., 1886).
О трудной жизни женщины (в первую очередь в России) говорят исследования, посвященные теме женского алкоголизма, преступности, проституции. «Тяжка и незавидна была судьба русской женщины: много слез пролито ею на пути ее исторического существования; много горя, унижения и рабства вынесла она в семейной и общественной жизни, не искупив своих страданий ничем, что могло бы возвысить и отметить ее в истории человечества», – писал С. С. Шашков в предисловии ко второму изданию книги «Очерк истории русской женщины» (СПб., 1872).
Изменить положение женщины, дать ей возможность получить образование, материальную независимость, социальную защищенность, а значит дать ей возможность самой распоряжаться собственной жизнью – вот чего добивались сторонники эмансипации.
Книги показывают, что разные взгляды существовали даже в таких сферах, как женская одежда, овладение женскими рукоделиями и катание на велосипеде. Например, в книге «О влиянии велосипеда на здоровье женщины» (СПб., 1897) М. М. Волковой говорится: «Велосипед изменяет самый характер женщины, делает ее мужественной, бодрой, самоуверенной». Кроме того, велосипед рассматривали как способ влияния на женскую моду: «Велосипедная езда должна привести к реформе в нашем костюме, соединяющем всевозможные неудобства, – все, что только можно придумать для стеснения дыхания, кровообращения и свободы движений! Велосипедная езда поможет нам в борьбе с корсетом».
Книги конца XIX – начала XX века отразили реальную жизнь, реальные проблемы, с которыми ежедневно сталкивались женщины. Рост самосознания женщин подтолкнул их к активным действиям на пути борьбы за право быть творцом собственной жизни. И сейчас, спустя более века, взгляд на эти издания поможет лучше представить себе начало этого пути.
На выставке есть и два более поздних издания: это брошюры о Кларе Цеткин (М., 1936) и Розе Люксембург (М; Л., 1926) – женщинах, которым мы обязаны появлением Международного женского праздника.
Все книги, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.