Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

27 апреля (суббота) - библиотека открыта с 9:30 до 13:00
28, 29, 30 апреля, 1 мая - выходные и праздничные дни

8 мая (среда) - библиотека открыта с 9:30 до 15:00
9, 10, 11, 12 мая - выходные и праздничные дни

Библиотека открыта для читателей:
понедельник-пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота:
с 10.00 до 17.00

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Новая выставка, открывшаяся в конференц-зале фундаментальной библиотеки, приурочена к Международному женскому дню 8 марта.



Этот праздник был учрежден как день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. История празднования начинается в 1910 году, когда Клара Цеткин предложила учредить Международный женский день на II Международной социалистической женской конференции в Копенгагене.

Первый раз он отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта 1911 года. В 1914 году женский день отмечался в воскресенье 8 марта одновременно в восьми странах: США, Великобритании, Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. В СССР с 1921 года по решению II Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта. С 1975 года ООН, в связи с Международным годом женщин, начала 8 марта проводить Международный женский день.

Чтобы понять, какой путь прошла женщина, борющаяся за свои права, стоит взглянуть на ее положение в конце XIX – начале XX века. Книги выставки предстают перед нами как отражение господствовавших взглядов на место женщины в общественной жизни.



Ряд книг отражает очень распространенный взгляд на женщину, основное назначение которой – быть хозяйкой в доме, заниматься домашней работой, детьми, кухней. Только так, по мнению многих авторов, женщина сможет сохранить свою женственность. «Стремление женщин к общественной и государственной деятельности нельзя признать справедливым, потому что они не обладают всеми необходимыми для такой деятельности свойствами… Она [женщина] более пригодна для ведения домашнего хозяйства», – говорит, например, автор книги «Женщина и ее роль в жизни» (Оренбург, 1895). Еще более непримирим к эмансипации В. Г. Камраш, автор книги «Феминизм. Об эмансипации женщин» (М., 1902). Он пишет: «Многие сочувственно относятся к эмансипации женщин и желали бы даже, чтобы все женщины, какие только есть на Руси – стали телеграфистками, акушерками и врачами. Талантливые женщины-врачи весьма желательны, и наши жены, сестры и дочери охотно станут лечиться у них. Пусть сельские учительницы учат народ, пусть в телеграфистки поступают барышни, которые не чувствуют себя хорошо в семейной обстановке. Но та равноправность, – тяжкое бремя, которое принимают на себя они, да не распространяется на женщин вообще».



В противовес такому мнению, многие считали, что положение женщин необходимо менять. Ведь отсутствие выдающихся достижений женщин в сфере науки и культуры обусловлено не физиологическим, а их социальным неравенством. Если дать женщине возможность получить образование и допустить к традиционно мужским сферам деятельности, выиграет и женщина, и общество.

«Дальнейший прогресс цивилизации покажет, что соответственное воспитание и обучение женщин, появление в них самоуверенности вследствие изменения социальных условий к лучшему – обусловит полнейшую способность женщин к умственному труду и развитию, и даже их полное превосходство в некоторых отраслях умственной деятельности», – писал Ф. И. Булгаков в книге «За женщин: Трезвые мысли и веские факты» (СПб., 1886).



О трудной жизни женщины (в первую очередь в России) говорят исследования, посвященные теме женского алкоголизма, преступности, проституции. «Тяжка и незавидна была судьба русской женщины: много слез пролито ею на пути ее исторического существования; много горя, унижения и рабства вынесла она в семейной и общественной жизни, не искупив своих страданий ничем, что могло бы возвысить и отметить ее в истории человечества», – писал С. С. Шашков в предисловии ко второму изданию книги «Очерк истории русской женщины» (СПб., 1872).



Изменить положение женщины, дать ей возможность получить образование, материальную независимость, социальную защищенность, а значит дать ей возможность самой распоряжаться собственной жизнью – вот чего добивались сторонники эмансипации.

Книги показывают, что разные взгляды существовали даже в таких сферах, как женская одежда, овладение женскими рукоделиями и катание на велосипеде. Например, в книге «О влиянии велосипеда на здоровье женщины» (СПб., 1897) М. М. Волковой говорится: «Велосипед изменяет самый характер женщины, делает ее мужественной, бодрой, самоуверенной». Кроме того, велосипед рассматривали как способ влияния на женскую моду: «Велосипедная езда должна привести к реформе в нашем костюме, соединяющем всевозможные неудобства, – все, что только можно придумать для стеснения дыхания, кровообращения и свободы движений! Велосипедная езда поможет нам в борьбе с корсетом».



Книги конца XIX – начала XX века отразили реальную жизнь, реальные проблемы, с которыми ежедневно сталкивались женщины. Рост самосознания женщин подтолкнул их к активным действиям на пути борьбы за право быть творцом собственной жизни. И сейчас, спустя более века, взгляд на эти издания поможет лучше представить себе начало этого пути.

На выставке есть и два более поздних издания: это брошюры о Кларе Цеткин (М., 1936) и Розе Люксембург (М; Л., 1926) – женщинах, которым мы обязаны появлением Международного женского праздника.



Все книги, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.

Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена