Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

27 апреля (суббота) - библиотека открыта с 9:30 до 13:00
28, 29, 30 апреля, 1 мая - выходные и праздничные дни

8 мая (среда) - библиотека открыта с 9:30 до 15:00
9, 10, 11, 12 мая - выходные и праздничные дни

Библиотека открыта для читателей:
понедельник-пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота:
с 10.00 до 17.00

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

В конференц-зале фундаментальной библиотеки открылась выставка, посвященная 100-летнему юбилею Показательной библиотеки по детскому чтению.



Показательная библиотека по детскому чтению была организована осенью 1919 г. при Педагогическом институте дошкольного образования. На выставке представлены книги из собраний Подвижного музея учебных пособий, редакции журнала «Что и как читать детям» и Петроградского Учительского союза, которые составили первоначальный фонд библиотеки.

Петербургский подвижной музей учебных пособий открылся в 1892 г. по инициативе учителей, которые своими силами собрали первоначальные коллекции (гербарии, минералы, проекционные фонари с картинами, иллюстрации и под.), чтобы пользоваться ими по принципу взаимного обмена. Музей обслуживал школы для взрослых рабочих, для детей рабочих, многие начальные и средние учебные заведения, самые разнообразные народные аудитории. Фондами музея пользовались и частные лица, в том числе студенты высших учебных заведений. Структуру музея составляли четыре отдела: 1) Отдел выдачи наглядных пособий во временное пользование; 2) Мастерские наглядных пособий, которые занимались починкой и изготовлением наиболее востребованных учебных пособий по физике, химии, зоологии, технологии и т. д.; 3) Литературно-издательский отдел, который занимался составлением и изданием указателей книг и наглядных пособий, а также выпуском журнала, посвященного библиографии и музеографии; 4) Склад книг и учебных пособий, который занимался составлением и распространением библиотеки и коллекции наглядных пособий.



Журнал «Что и как читать детям» начал выходить в Санкт-Петербурге в 1911 г. как ежемесячное критико-библиографическое издание для семьи и школы, главным редактором которого был Евгений Александрович Елачич (1880–1944) – автор многочисленных рассказов и стихотворений для детей, критик детской литературы, публиковавший на страницах журнала рецензии, критические статьи и обзоры, рекомендательные списки по детскому чтению. Журнал «Что и как читать детям», наряду с московским журналом «Новости детской литературы», был обращен к широкой аудитории – родителям, педагогам, руководителям детского досуга.



В качестве источника формирования фонда Показательной библиотеки упоминается также Петроградский Учительский союз. Однако при обращении к книгам Показательной библиотеки мы не находим ни одного упоминания о Петроградском Учительском союзе. Нет ни штампов, ни экслибрисов, ни рукописных приписок, ни единого знака, который указывал бы на его библиотеку.



Идейным вдохновителем и организатором Показательной библиотеки по детскому чтению выступила Ольга Иеронимовна Капица (1866–1937). Свои идеи о создании особой библиотеки, специализирующейся на изучении детской литературы, она сформулировала еще в 1913 г.: «Теперь было бы своевременно поднять вопрос об основании показательной библиотеки для детей, библиотеки, которая должна была бы полно собрать все, что только существует в области детской литературы, начиная с зарождения ее и кончая нашими днями».



На выставке можно познакомиться с книгами из личного собрания О. И. Капицы, в котором отражается сфера ее профессиональных интересов. В первую очередь хотелось бы отметить книги, связанные с детским фольклором: «Умница-разумница: детская песенка» (СПб., 1900). Особое внимание О. И. Капица уделяла сказке, активно отстаивая ее непреходящее воспитательное значение. В собрание входят как народные сказки: «Аладдин и волшебная лампа» (М., [1914]), так и авторские литературные сказки: Андреевская В. П. «Похождения Пети-петушка, золотого гребешка» (СПб., 1895), Городецкий С. М. «Бунт кукол» (М., [1925]), Р. К. «Апрелечка» (М., [191?]).



Ближайшим помощником и преемником в делах Показательной библиотеки была Екатерина Петровна Привалова (1891–1977). Е. П. Привалова работала доцентом на кафедре дошкольной педагогики Педагогического института дошкольного образования, а также заведовала детской читальней при Показательной библиотеке, руководила рецензентским кружком. Выставка дает возможность увидеть книги из ее личного собрания, отмеченные владельческой подписью или дарственной надписью, например, на переднем форзаце рассказы «Черный сокол» В. В. Бианки имеется дарственная надпись: «Дорогой Екатерине Петровне. Вит. Бианки».



Елизавета Иринарховна Кальвайц (?–1948) с самого начала принимала активное участие в становлении и развитии Показательной библиотеки. Помимо преподавания, она исполняла обязанности библиотекаря и заведующей Показательной библиотекой. На книгах находим очень трогательные дарственные надписи, характеризующие Е. И. Кальвайц как отзывчивого и заботливого человека, поддерживавшего любыми средствами студентов и молодых писателей в трудные послереволюционные годы. Так, на переднем форзаце книжки-малютки «Хлеб» Н. Л. Дилакторской читаем: «Дорогой Елизавете Иринарховне с надеждой увидеть ее когда-нибудь в ТЮЗе, с благодарностью за травы и овощи, которыми она меня снабжала и с самыми лучшими воспоминаниями о ее библиотечной и сердечной помощи автор. 21/IV 1927».



При Показательной библиотеке в 1922 г. был организован и долго и плодотворно функционировал кружок детских писателей. Членами кружка состояли О. И. Капица, С. Я. Маршак, В. В. Бианки, Е. Я. Данько, Е. Н. Верейская, Н. Л. Дилакторская, посещали кружок в качестве гостей К. И. Чуковский, Б. С. Житков, выносили на обсуждение кружка свои научные работы Л. Г. Оршанский, Ю. И. Фаусек. Кружок имел свой печатный орган – заботами его членов были организованы детские журналы «Воробей» и «Новый Робинзон». В 1934 г. кружок детских писателей при Показательной библиотек по детскому чтению вошел во вновь созданный Союз советских писателей на правах детской секции Ленинградского отделения ССП. Тем дороже сейчас для нас книги, подаренные членами кружка в Показательную библиотеку: Бианки В. В. «Чей нос лучше» (Пг., 1924) с дарственной надписью: «Кружку мудрых пеликанов автор-мешконос, добросовестно складывающий в свою кладовую критический улов собраний кружка. 1 - XI - 1923 года. Петроград»; Верейская Е. Н. «Сережка в деревне» (Л., 1925) с дарственной надписью: «Дорогому кружку детских писателей от искренне преданного и глубоко благодарного автора. 13-го ноября 1925 г.»; Дилакторская Н. Л. «О народе в огороде» (Л., 1926) с дарственной надписью: «Показательной библиотеке – выращенный в ее стенах автор с любовью и благодарностью за все ему сделанное. 27/IV 1926»; Серова М. М. «У страха глаза велики» (М., 1924) с дарственной надписью: «Детство без сказки – сад без цветов... Показательной библиотеке при дошкольном институте с пожеланием дальнейшего преуспеяния. 12.II.925. М. Серова»; Толмачева М. Л. «Васин денек» (Л., [1925]) с дарственной надписью: «Милой моему сердцу детской библиотеке автор. 14 января 1925 г.» и т. д.



Показательная библиотека задумывалась не как библиотека для детей, а как специальная библиотека, позволяющая обеспечить в полном объеме научное исследование детской литературы. С опорой на фонды Показательной библиотеки разрабатывался курс лекций по детской литературе, составлялись библиографические списки и указатели, проводились практические занятия, творческие встречи и экскурсии. Страницы архива Показательной библиотеки являются ярким подтверждением проводимой в ее стенах работы



Все книги и документы, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.

Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена