Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

С 28 декабря по 8 января - выходные и праздничные дни
Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Январь – особый месяц для Санкт-Петербурга. 18 января город отмечает день прорыва блокады Ленинграда, 27 января – день полного снятия блокады. Этим важным датам посвящена новая выставка в диссертационном зале фундаментальной библиотеки «Как учились в блокаду?»



Мы встречаем много похожих выражений в описании суровых блокадных дней: «Жизнь в городе замерла», «Жизнь в городе почти остановилась». Но город жил! Израненный, изголодавшийся, почти замерзший – жил! Продолжали работать заводы, электростанции, больницы, типографии. Работало радио, выходили новые книги. Работали даже бани и парикмахерские. Был открыт новый театр, в Филармонии звучала музыка!

Много внимания уделялось детям, которых не удалось эвакуировать. Продолжали работать детские сады и школы, открывались детприемники и детские дома. На краткий срок приостановили, а потом возобновили свою деятельность вузы.

О подвиге педагогов, школьников, студентов блокадного Ленинграда рассказывают документальные и художественные книги. Среди них есть совершенно особые.



Книга «Всенародная забота» выпущена в блокадном Ленинграде (подписана в печать 5 августа 1943 года). В этом сборнике очерков идет речь о помощи семьям фронтовиков, а также о помощи детям, оставшимся без родителей. В очерке заведующей 51-м детским домом Выборгского района М. Шарый читаем о начале работы дома в 1941 году: «Организация 51-го детского дома была поручена нам, группе учителей Выборгского района, незадолго до этого вернувшимся с оборонных работ… Дети поступали к нам круглые сутки. Их приводили, а чаще приносили учителя, милиционеры, активисты-общественники домохозяйств и предприятий». Далее приводятся истории некоторых спасенных детей: трехлетнего раненного Вити, долго пролежавшей под обломками разрушенного дома Гали Фёдоровой, мальчика Коли, у которого от истощения не хватало сил улыбнуться заехавшему на один день отцу-фронтовику. И этих детей нужно было обучить помимо всего прочего правильно вести себя при артобстреле!



«В марте 1942 года под утро сон ребят был прерван сильным ударом. Где-то совсем рядом разорвался вражеский снаряд. Выбило часть стекол. Дом содрогнулся, но дети показали свою организованность. Без паники и крика, пока мы, взрослые, одевали малышей и уносили больных, старшие и средние помогали друг другу одеться, подавали более медлительным белье и одежду и быстро спускались в бомбоубежище. Никто из ребят не побежал без оглядки, никто не оставил товарища. Второй разорвавшийся снаряд выбил в доме стекла, вырвал рамы, сорвал дверь с петель. Но все ребята были уже в убежище. Никто не пострадал». К этим строкам даже добавить нечего. Какое счастье, что нынешние педагоги избавлены от необходимости обучать детей поведению при артобстреле!



А в Москве в 1943 году вышел сдвоенный номер журнала «Учебно-воспитательная работа в специальных школах». Педагоги продолжали делать свое главное дело – учить детей. Одним из редакторов журнала был Л. В. Занков, до войны работавший профессором кафедры психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена. В журнале можно найти статью Л. В. Щербы, также преподававшего одно время в Третьем педагогическом институте им. А. И. Герцена, – «Разбор книги Хватцева ‘’Логопедия”». М. Е. Хватцев с 1935 работал В ЛГПИ им. А. И. Герцена, заведовал кафедрой сурдопедагогики и логопедии, а в годы войны был эвакуирован как консультант в военных госпиталях по вопросам сурдологии. Как только деятельность института была возобновлена, в 1944 году М. Е. Хватцев вернулся в ЛГПИ им. А. И. Герцена и возглавил дефектологический факультет.



На этой же полке книга Л. Ф. Воронковой «Девочка из города», вышедшая в Москве в 1943 году, и книга Н. Е. Раковской «Мальчик из Ленинграда», опубликованная в Москве в 1945 году (подписана к печати 26 декабря 1944). Эти детские книги рассказывают о судьбах эвакуированных из Ленинграда детей, нашедших новую семью в далеком краю или вернувшихся в освобожденный родной город. Авторы хорошо знали, о чем пишут: Нина Евгеньевна Раковская работала в годы войны в Узбекистане воспитателем детского дома для эвакуированных детей.



Не оставят равнодушными читателей и книги-альбомы рисунков блокадных детей: Голубева Э. И., Крестинский А. А. «Рисуют дети блокады» (Ленинград, 1969) и «Рисунки детей блокадного Ленинграда из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» (Автор-составитель В. Е. Ловягина. – Санкт-Петербург, 2016). Рисунки есть и в «Военном дневнике» Т. Н. Вассоевич (Санкт-Петербург, 2019). Дневник и письма своей мамы, Татьяны Николаевны, а также документы и рассказ о блокадной истории своей семьи опубликовал директор института востоковедения РГПУ им. А. И. Герцена А. Л. Вассоевич.



В книге «Был город-фронт, была блокада…» приведены сведения о 20 школах, не прерывавших свою деятельность во время блокады. Продолжали работать и вузы, хотя часть из них была законсервирована. Так, в 1942 – 1943 годах большая часть студентов и преподавателей ЛГПИ им. А. И. Герцена, остававшихся к этому времени в Ленинграде, была эвакуирована в г. Кыштым. Осенью 1944 года институт возобновил свою работу в Ленинграде. О деятельности Герценовского университета в годы Великой Отечественной войны расскажут книги: Фруменкова Т. Г. «Мы вышли из блокадных дней. Герценовский университет в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)» (Санкт-Петербург, 2005), «Рубеж стойкости. Герценовская хроника блокадных дней (документы, воспоминания, дневники)» (Составитель Е. М. Колосова. – Санкт-Петербург, 2014), «”Неувядаемой славы пора...”. Герценовский университет в годы Великой Отечественной войны: Фотодокументы музея» (Авторы-составители С. Н. Васильев, Е. М. Колосова. – Санкт-Петербург, 2010), «История фундаментальной библиотеки Герценовского университета» (Санкт-Петербург, 2017) и другие.



На выставке также можно найти издания, рассказывающие о деятельности других вузов города во время Великой Отечественной войны и блокады: Государственного университета, Политехнического института, Технологического института, Института инженеров железнодорожного транспорта, Кораблестроительного института, Инженерно-экономического института, Института советской торговли, Ленинградской консерватории. Полная информация представлена в книгах «Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны» (редактор-составитель М. Л. Цеханович. – Санкт-Петербург, 2015) и в книге: Оводенко А. А. Платова Е. Э., Фортунатов В. В. «История высшей школы Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, 2010).



Книги зримо показывают то, что мы привыкли называть абстрактным словом сплоченность. Фотографии, строки документов и свидетельств очевидцев говорят об одном и том же: люди действительно жили, сражались и работали плечом к плечу, в буквальном смысле слова изо всех сил. Именно этот подход помог им выстоять в тех условиях, когда сама их жизнь стала подвигом.

Все издания, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.

Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена