Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

Библиотека открыта для читателей:
понедельник-пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота:
с 10.00 до 17.00

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Январь – особый месяц для Санкт-Петербурга. 18 января город отмечает день прорыва блокады Ленинграда, 27 января – день полного снятия блокады. Этим важным датам посвящена новая выставка в диссертационном зале фундаментальной библиотеки «Как учились в блокаду?»



Мы встречаем много похожих выражений в описании суровых блокадных дней: «Жизнь в городе замерла», «Жизнь в городе почти остановилась». Но город жил! Израненный, изголодавшийся, почти замерзший – жил! Продолжали работать заводы, электростанции, больницы, типографии. Работало радио, выходили новые книги. Работали даже бани и парикмахерские. Был открыт новый театр, в Филармонии звучала музыка!

Много внимания уделялось детям, которых не удалось эвакуировать. Продолжали работать детские сады и школы, открывались детприемники и детские дома. На краткий срок приостановили, а потом возобновили свою деятельность вузы.

О подвиге педагогов, школьников, студентов блокадного Ленинграда рассказывают документальные и художественные книги. Среди них есть совершенно особые.



Книга «Всенародная забота» выпущена в блокадном Ленинграде (подписана в печать 5 августа 1943 года). В этом сборнике очерков идет речь о помощи семьям фронтовиков, а также о помощи детям, оставшимся без родителей. В очерке заведующей 51-м детским домом Выборгского района М. Шарый читаем о начале работы дома в 1941 году: «Организация 51-го детского дома была поручена нам, группе учителей Выборгского района, незадолго до этого вернувшимся с оборонных работ… Дети поступали к нам круглые сутки. Их приводили, а чаще приносили учителя, милиционеры, активисты-общественники домохозяйств и предприятий». Далее приводятся истории некоторых спасенных детей: трехлетнего раненного Вити, долго пролежавшей под обломками разрушенного дома Гали Фёдоровой, мальчика Коли, у которого от истощения не хватало сил улыбнуться заехавшему на один день отцу-фронтовику. И этих детей нужно было обучить помимо всего прочего правильно вести себя при артобстреле!



«В марте 1942 года под утро сон ребят был прерван сильным ударом. Где-то совсем рядом разорвался вражеский снаряд. Выбило часть стекол. Дом содрогнулся, но дети показали свою организованность. Без паники и крика, пока мы, взрослые, одевали малышей и уносили больных, старшие и средние помогали друг другу одеться, подавали более медлительным белье и одежду и быстро спускались в бомбоубежище. Никто из ребят не побежал без оглядки, никто не оставил товарища. Второй разорвавшийся снаряд выбил в доме стекла, вырвал рамы, сорвал дверь с петель. Но все ребята были уже в убежище. Никто не пострадал». К этим строкам даже добавить нечего. Какое счастье, что нынешние педагоги избавлены от необходимости обучать детей поведению при артобстреле!



А в Москве в 1943 году вышел сдвоенный номер журнала «Учебно-воспитательная работа в специальных школах». Педагоги продолжали делать свое главное дело – учить детей. Одним из редакторов журнала был Л. В. Занков, до войны работавший профессором кафедры психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена. В журнале можно найти статью Л. В. Щербы, также преподававшего одно время в Третьем педагогическом институте им. А. И. Герцена, – «Разбор книги Хватцева ‘’Логопедия”». М. Е. Хватцев с 1935 работал В ЛГПИ им. А. И. Герцена, заведовал кафедрой сурдопедагогики и логопедии, а в годы войны был эвакуирован как консультант в военных госпиталях по вопросам сурдологии. Как только деятельность института была возобновлена, в 1944 году М. Е. Хватцев вернулся в ЛГПИ им. А. И. Герцена и возглавил дефектологический факультет.



На этой же полке книга Л. Ф. Воронковой «Девочка из города», вышедшая в Москве в 1943 году, и книга Н. Е. Раковской «Мальчик из Ленинграда», опубликованная в Москве в 1945 году (подписана к печати 26 декабря 1944). Эти детские книги рассказывают о судьбах эвакуированных из Ленинграда детей, нашедших новую семью в далеком краю или вернувшихся в освобожденный родной город. Авторы хорошо знали, о чем пишут: Нина Евгеньевна Раковская работала в годы войны в Узбекистане воспитателем детского дома для эвакуированных детей.



Не оставят равнодушными читателей и книги-альбомы рисунков блокадных детей: Голубева Э. И., Крестинский А. А. «Рисуют дети блокады» (Ленинград, 1969) и «Рисунки детей блокадного Ленинграда из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» (Автор-составитель В. Е. Ловягина. – Санкт-Петербург, 2016). Рисунки есть и в «Военном дневнике» Т. Н. Вассоевич (Санкт-Петербург, 2019). Дневник и письма своей мамы, Татьяны Николаевны, а также документы и рассказ о блокадной истории своей семьи опубликовал директор института востоковедения РГПУ им. А. И. Герцена А. Л. Вассоевич.



В книге «Был город-фронт, была блокада…» приведены сведения о 20 школах, не прерывавших свою деятельность во время блокады. Продолжали работать и вузы, хотя часть из них была законсервирована. Так, в 1942 – 1943 годах большая часть студентов и преподавателей ЛГПИ им. А. И. Герцена, остававшихся к этому времени в Ленинграде, была эвакуирована в г. Кыштым. Осенью 1944 года институт возобновил свою работу в Ленинграде. О деятельности Герценовского университета в годы Великой Отечественной войны расскажут книги: Фруменкова Т. Г. «Мы вышли из блокадных дней. Герценовский университет в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)» (Санкт-Петербург, 2005), «Рубеж стойкости. Герценовская хроника блокадных дней (документы, воспоминания, дневники)» (Составитель Е. М. Колосова. – Санкт-Петербург, 2014), «”Неувядаемой славы пора...”. Герценовский университет в годы Великой Отечественной войны: Фотодокументы музея» (Авторы-составители С. Н. Васильев, Е. М. Колосова. – Санкт-Петербург, 2010), «История фундаментальной библиотеки Герценовского университета» (Санкт-Петербург, 2017) и другие.



На выставке также можно найти издания, рассказывающие о деятельности других вузов города во время Великой Отечественной войны и блокады: Государственного университета, Политехнического института, Технологического института, Института инженеров железнодорожного транспорта, Кораблестроительного института, Инженерно-экономического института, Института советской торговли, Ленинградской консерватории. Полная информация представлена в книгах «Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны» (редактор-составитель М. Л. Цеханович. – Санкт-Петербург, 2015) и в книге: Оводенко А. А. Платова Е. Э., Фортунатов В. В. «История высшей школы Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, 2010).



Книги зримо показывают то, что мы привыкли называть абстрактным словом сплоченность. Фотографии, строки документов и свидетельств очевидцев говорят об одном и том же: люди действительно жили, сражались и работали плечом к плечу, в буквальном смысле слова изо всех сил. Именно этот подход помог им выстоять в тех условиях, когда сама их жизнь стала подвигом.

Все издания, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.

Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена