Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5
тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru
В конференц-зале фундаментальной библиотеки открылась выставка, на которой представлены педагогические журналы XIX-XXI веков.
В первой половине XIX в. учителя в полной мере ощутили нехватку общедоступной информации по вопросам, интересующим педагогическое сообщество. Так возникла идея издания педагогического журнала, созданного учителями для учителей. Первой ласточкой стал «Педагогический журнал» (1833 – 34), основанный Е. О. Гугелем, П. С. Гурьевым и А. Г. Ободовским, служившими в Гатчинском Сиротском институте. Журнал выходил недолго, всего два года. Почти все его номера есть в фундаментальной библиотеке, два из них представлены на выставке.
До 1917 г. в России издавалось более 300 журналов педагогической направленности. После революции большинство из них прекратили существование. Им на смену пришли журналы педагогов советской школы. Однако спустя годы некоторые журналы были возобновлены, например, с 1997 г. стал вновь выходить журнал «Учитель», издававшийся в Петербурге в 1861 – 1870, и в Москве в 1917 – 18 гг. На выставке представлены номера 1880-х годов, а также первый номер возобновленного в 1997 году журнала и номера «Учителя», изданные в XXI веке.
На выставке можно увидеть также педагогические журналы, выходившие в провинции – это оренбургский «Учительский вестник» и симбирский «Городской и сельский учитель». В этих журналах помимо правительственных распоряжений помещались рабочие дидактические материалы, так необходимые учителям маленьких сельских школ, а также печаталась местная хроника учительской жизни.
Каждый интересующийся историей народного образования может проследить, как меняется риторика педагогического журнала в период реакции, последовавший после первой русской революции 1905 года. На выставке представлен журнал «Для народного учителя», возникший в 1907 году. В редакционной статье первого номера за 1908 год говорится: «задача журнала по-прежнему будет двоякая. С одной стороны, осведомлять учителя о всех наиболее заслуживающих внимания явлениях начинающейся работы по освобождению школы, с другой – дать возможность самому учителю сказать свое авторитетное слово. Его задача – быть посредником между теоретиками в культурных центрах над теоретической разработкой вопросов народного образования, и теми, кто работает на местах, в школе, библиотеке, народной аудитории, словом, кто занят практическим проведением в жизнь начал широкой демократизации образования и просвещения. Редакция зовет в ряды своих сотрудников всех деятелей по освобождению русской школы, всех, кто та или иначе хочет внести свою долю участия в великое дело наших дней. Наш идеал – свободная школа с свободным учителем во главе; наш лозунг – через новую школу к новой жизни» (орфография и курсив оригинала сохранены).
После 1917 года появляются новые журналы для учителей новой, советской школы. На выставке представлены два издания: «Народный учитель» и «В помощь учителю». В журнале «В помощь учителю» можно увидеть, например, групповую фотографию учителей ударников на приеме у председателя Ленинградского Облисполкома П. И. Струппе». А в февральском номере журнала «Народный учитель» за 1924 год значительная часть материалов посвящена смерти вождя Советского государства Владимира Ильича Ленина. Кроме того, в этом номере публикуется обсуждение введенных в школах с 1923 года комплексных программ ГУСа (государственного ученого совета), которые предполагали не предметное, а комплексное преподавание по трем блокам: Природа и человек; Труд; Общество. Наверное, этот материал будет интересно соотнести с широко применяемым в современной школе проектным методом обучения.
Все журналы, представленные на выставке, доступны всем читателям фундаментальной библиотеки.