Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

TDNet Discover

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

Библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота: с 10.00 до 17.00
воскресенье - выходной

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru
«Соединяя необыкновенную силу воли
с необыкновенною силою понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения».
А. С. Пушкин

Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / Ред. – сост. Э. П. Карпеев – СПб.: Наука, 1999, - 259 с., ил -. (Российская академия наук. Музей М. В. Ломоносова)

Словарь фиксирует современное состояние изучения жизни и творческого наследия Ломоносова. Он открывается хронологическим списком основных дат жизни Ломоносова с отсылками к отдельным статьям и завершается очерком, в котором автор попытался создать психологический портрет Ломоносова со всеми его достоинствами и недостатками. Добавим, что биографические справки приводятся в словаре в минимальном объеме, главное в них- контакты упоминаемого персонажа с Ломоносовым. Статьи словаря подписаны фамилиями авторов. Интерес к Ломоносову не исчезает, ибо почти любой образованный российский человек чувствует величие этой фигуры. Авторы надеются, что предлагаемый читателю Ломоносовский словарь станет «путеводителем по М. В. Ломоносову».

«…В Ломоносове нельзя отрицать ни
замечательного поэтического таланта, ни
великого ума, ни великой души».
В. Г. Белинский

Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные Труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов; Худож. Б. А. Лавров.- М.: Современник, 1989. – 493 с.: ил.- ( Открытия и судьбы. Летопись научно-технической мысли России в лицах и документах)

Многие пытались разгадать тайну «феномена Ломоносова» - непостижимой многогранности его интересов, великости открытий и свершений, гениальности предвидений, подтвердившихся через века.

В этом издании предпринята попытка создать своеобразный путеводитель по творческому наследию ученого. Прочтем эту книгу глазами внимательных исследователей, вспомним жизненный путь ученого, отраженный писателями и поэтами 18-20 веков, прочтем фрагменты его научных трудов, написанные живым, остроумным слогом; его письма, стихи, эпиграммы, в которых светятся дни его жизни; полемические заметки о журналистике; руководство к красноречию, столь нужное сегодня для восприятия культуры дискуссий; главы из «Древней российской истории»; изыскания в языкознании.. И, наконец, узнаем, как относился великий энциклопедист к политическим и научным проблемам, волнующим нас сегодня – войны и мира, религии, экологии, происхождения земли и природных ископаемых, возникновения жизни, - и многим другим. Попробуем создать портрет ученого, излюбленным им же способом – мозаикой, но мозаикой мыслей, чувств, догадок.

Он оживает перед нами в слове Пушкина, Грибоедова, Гоголя, а также наших современников писателей - Шергина, Пикуля, Осокина, в исследованиях зарубежных ученых – француженки Люси Ланжевен, японца Есико Имаи и других.


Ломоносов М. В.
Для пользы общества…/ Сост., вступ. ст., примеч. А. Елеонской; худож. А. Денисов. – М.: Сов. Россия, 1990. – 384 с. – (Б-ка рус. худож. публицистики)

Вся жизнь и труды М. В. Ломоносова посвящены «общей пользе». Для данной книги были отобраны наиболее яркие с этой точки зрения ораторские «Слова» и публицистические статьи. В книгу также вошла много лет не издававшаяся «Древняя российская история…», где Ломоносов не только выступает как противник пресловутой норманской теории, но и является первым светским русским историографом.

В прозе Ломоносова размышления обычно сплетены с изложением научного материала, являясь как бы своеобразным к нему комментарием. Произведения Ломоносова, находящиеся на стыке науки и искусства, выражали наиболее актуальные задачи, стоявшие перед обществом 18 века, а также намечали пути дальнейшего развития «любезного отечества». И в этом их непреходящее значение для русской культуры.


М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников./Сост. Г. Е. Павлова – М.-Л.: Издательство Акад. наук СССР, 1962 – 231 с.

Мимо творчества и самой личности Ломоносова не могли пройти без внимания современники, которые запечатлели на ниве науки, горячего поборника просвещения. Отзывы современников о жизни и деятельности ученого отражают ту большую роль, которую он играл в развитии естествознания и литературы того времени, позволяют полнее представить образ Ломоносова, а также понять, какое влияние оказали его труды на дальнейшее развитие науки и национальной культуры. Ломоносов внимательно следил за оценкой своей научной деятельности современниками, тщательно собирая высказывания о своих трудах многих выдающихся ученых того времени. Благодаря этому до нас дошли высказывания Вольфа, Эйлера, Формея, Кондамина и других ученых 18 века о научных достижениях Ломоносова. В книге представлен свод высказываний о Ломоносове, его жизни и творчестве, составленных его современниками – русскими и иностранными учеными, литераторами и общественными деятелями. Публикуемые материалы снабжены комментариями, которые излагают происхождение документа и сообщают сведения о его авторе.


Лебедев Е. Н.
Ломоносов. – М.: Мол. гвардия, 1990 – 602(6) с., ил.- (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 705)

Ломоносов принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем творчестве воплощали непреходящую потребность человечества постичь и освоить мир во всем его многообразии, выражали извечное стремление человека к социальной и нравственной свободе, словом и делом своим утверждали необходимость деятельной любви к людям. Он и сейчас пробуждает живущее в каждом из нас стремление к «полному чувству Бытия», как сказал Тютчев. Но принадлежа всему человечеству, Ломоносов был и остается сыном своего времени, которое по глубине и существенности исторических переворотов отдаленно напоминает наше. Понять Ломоносова в его времени – вот главная задача книги, ибо это означает глубже понять современные социальные и культурные процессы, уходящие своими корнями в тот перевернутый пласт нашей истории, возделывать который пришлось Ломоносову. Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до него, и три века, которые были после. Читать Ломоносова и писать о Ломоносове надо, в сущности, с одной целью – чтобы разобраться в самих себе. Вот почему в этой книге наряду с повествованием о его жизни и его времени много места занимают размышления над страницами ломоносовских произведений. И пусть они станут приглашением читателю к совместному, как говорил Ломоносов, «поисканию» истины. Во-первых, это необходимо и полезно, а во-вторых, как говорил А. С. Пушкин, «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Книгу дополняет интересный фото - иллюстративный материал.


Павлова Г. Е., Федоров А. С.
Михаил Васильевич Ломоносов: Жизнь и творчество.- М.: Наука, 1980 - 279 с.

Ломоносов был человеком универсальных знаний, подлинным ученым – энциклопедистом. С его именем связаны становление и первые этапы развития отечественной науки. Он сформулировал многие важные идеи, которые легли в основу современной науки. Академик С. И. Вавилов утверждал, что «наша Академия наук получила свое настоящее бытие и смысл только от Ломоносова». Жизни и творчеству великого ученого посвящено данное издание. В нем широко использованы труды и документы Ломоносова, работы русских и зарубежных исследователей. Авторы рассказывают о формировании научных взглядов Ломоносова, показывают его вклад в развитие многих отраслей знания, прослеживая связь творчества Ломоносова с современной наукой. Книга содержит обширный фото - иллюстративный материал.

«С Ломоносова начинается наша литература:
он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».
В. Г. Белинский

Лебедев Е. Н.
Огонь – его родитель. М.: Современник, 1976.- 216 с. – (Биб-ка «Любителям Российской словесности»)

Академик С. И. Вавилов писал: «Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества… Он был всегда увлечен своим делом до вдохновения и самозабвения; об этом говорит каждая страница его литературного наследства». Представленная книга рассматривает жизнь и деятельность Ломоносова на фоне интереснейшей исторической эпохи, в тесном соотнесении с творчеством других видных представителей русской литературы 18 века – Тредиаковского, Сумарокова и др., в сопоставлении с западноевропейской традицией. Книга совмещает яркий рассказ о жизни Михайлы Ломоносова и глубокий анализ его поэтического наследия. Поэзия Ломоносова – это пиршество свободного и здорового духа, вырвавшегося на всечеловеческий простор, осознавшего свое изначальное родство со всем миром, - пиршество, на котором он, по прекрасному выражению В. Ф. Одоевского, «черпал изо всех чаш, забыв, которая своя, которая чужая».


Ломоносов и русская литература. / Отв. ред. А. С. Курилов – М.: Наука, 1987. – 391 с.

Книга представляет собой исследование художественного и филологического наследия гениального русского ученого и выдающегося деятеля культуры М. В. Ломоносова в контексте развития отечественной литературы и литературоведения 17 - пер. половины 19 века. Писатель предстает во всей многогранности своей творческой индивидуальности: как поэт, прозаик, драматург, переводчик, теоретик литературы, один из основоположников художественной культуры России нового времени. Показан вклад Ломоносова в национальную науку о литературе, а также восприятие энциклопедизма писателя, его универсальной одаренности и поразительной масштабности мышления демократической критикой. Среди авторов книги – известные российские ученые и начинающие исследователи, настоящее и будущее нашей науки.


Западов А.В.
Отец русской поэзии: О творчестве Ломоносова – М.: Советский писатель, 1961. – 283 с.

А. В. Западов – ученый – литературовед, профессор Московского университета, автор книг и статей по истории литературы 18 века. В данной работе подробно рассматривается литературное творчество Ломоносова. Исследование является первой работой, специально посвященной анализу литературно- теоретических взглядов Ломоносова и его писательского мастерства. Представлен творческий путь поэта, дается картина литературных отношений эпохи, раскрыто историческое значение поэзии Ломоносова.


Ломоносов и книга: Сб. научных трудов. – Л.: Библиотека АН СССР, 1986.- 184 с.

Этот сборник вышел в год 275-летнего юбилея великого ученого. История Библиотеки академии наук тесно связана с именем Ломоносова. Плодотворное влияние Ломоносова, всю жизнь боровшегося «за утверждение науки в Отечестве», сказалось и на деятельности этого академического учреждения. Ученый принимал участие в разработке устава Библиотеки, уделял внимание комплектованию ее фондов, заботился об ее организации и устройстве. В РБАН хранятся ценнейшие материалы, отражающие деятельность великого ученого. На их основе в настоящее время ведутся исследования проблем истории русской культуры и науки в ломоносовскую эпоху. Книговедческий аспект изучения творческого наследия Ломоносова позволяет с особой полнотой подчеркнуть универсальность его гения, проявившегося практически во всех областях научной и духовной жизни России.


Некрасова Е. А.
Ломоносов – художник. – М.: Искусство, 1988. – 143 с., ил.

М. В. Ломоносов был не только гениальным ученым-энциклопедистом, крупнейшим поэтом своего времени, но и талантливым художником. Последняя область его деятельности известна значительно меньше, чем все остальные. В данной книге подводится итог осмыслению места Ломоносова в истории русского искусства 18 века и его роли в возрождении в России искусства мозаичной живописи. К мозаике Ломоносов подходил как ученый: он самостоятельно разработал процесс изготовления цветного стекла, ряд машин и приспособлений. Процесс работы ломоносовской мастерской подробно описан в книге. Особое внимание уделено работе Ломоносова над портретным образом Петра I и воззрениям художника на историческую живопись.


Лысцов В. П.
М. В. Ломоносов в русской историографии 1750 - 1850-х годов. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1983. – 260 с.

В книге в широком тематическом и хронологическом плане рассматриваются отзывы представителей различных отраслей русской культуры и направлений общественно-исторической мысли 1750 – 1850 гг. о М. В. Ломоносове, как человеке, ученом, академике и писателе, сосредотачивая внимание на оценке его общественных взглядов и деятельности, которые составляют сердцевинный аспект всей яркой жизни, многогранного мировоззрения, основополагающих трудов в области науки и литературы, просвещения и искусства, показывают отношение к важнейшим факторам и тенденциям исторического развития позднефеодальной России.


Белявский М. Т.
… Все испытал и все проник. – М.: Изд-во Московского университета, 1990. – 222 с., илл.

Это научно-художественное издание, содержащее богатый фото – иллюстративный материал, посвященный жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Более двух с половиной веков отделяет нас от его жизни, его судьбы. И все это время имя Ломоносова занимает одно из самых главных мест в летописи нашей Родины. Уже при жизни ученого велика была его слава, и не только в «пределах российских», но и в других странах. Известный русский историк 19 века С. М. Соловьев подчеркивал необходимость сознания преемственности, как важно беречь сокровищницу национальной памяти: «…Народы чувствуют потребность поддерживать свою настоящую деятельность памятью о деятельности прошлой, выразившейся виднее всего в подвигах лучших людей народа, избранников истории…». Эти слова Соловьева прозвучали на церемонии открытия памятника Ломоносову у здания Московского университета в 1877 году. Просмотрев эту книгу, мы можем еще раз убедиться в том, что дерзание человеческого гения и «чувства добрые» поистине не знают никаких временных границ.


Лихоткин Г. А.
Ломоносов в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1981.- 240 с., ил. – (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде)

Петербургский период – самый плодотворный в деятельности «отца русской науки» Михаила Васильевича Ломоносова. Здесь, в Петербургской академии наук, он неустанно трудился почти три десятилетия, делая величайшие открытия в области естественных наук, выступая в роли крупнейшего организатора науки, заботливого воспитателя русских научных кадров. Этому периоду жизни и деятельности Ломоносова и посвящена эта книга. Автор – кандидат филологических наук Г. А. Лихоткин рассказывает о местах, где жил и работал Ломоносов, воссоздает историческую обстановку того времени, раскрывает связи ученого с современниками.

«Широко понимая назначение педагогики,
М. В. Ломоносов считал ее неотъемлемой частью
мировой и русской культуры».
(Из сборника: «М. В. Ломоносов.
О воспитании и образовании»)

Ломоносов М. В.
О воспитании и образовании /Сост. Т. С. Буторина.- М.: Педагогика, 1991. – 344с. – (Педагогическая б-ка)

Великий русский ученый М. В. Ломоносов занимает особое место в истории отечественного просвещения. Отличительными принципами его учения о воспитании и образовании молодежи являлись народность, демократизм, гуманизм. В предлагаемом издании раскрываются его идеи в области воспитания, обучения, педагогики высшей школы. Значительный интерес представляют работы о требованиях к педагогической деятельности и личности учителя. Это первое издание педагогических трудов русского ученого-энциклопедиста.


Ломоносов М. В.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.- 224 с.- (Антология гуманной педагогики)

Выдающийся деятель нашей отечественной культуры В. Г. Белинский – сказал о М. В. Ломоносове: « …не должны ли такие люди составлять предмет живейшего любопытства, глубокого благоговения для всех народов вообще и для своего в особенности?». Книга, предназначенная учащейся молодежи, учителям, родителям, содержит избранные труды М. В. Ломоносова, представляющие вершинные достижения гуманной педагогики века российского Просвещения. Делается попытка раскрыть феномен Ломоносова – педагога, чьи педагогические взгляды были обращены к будущему. Поэтому многое из его наследия приобретает со временем еще большую актуальность, ведь цель все та же - раскрыть огромный потенциал каждого школьника, воспитать, образовать достойную личность.


Буторина Т. С.
М. В. Ломоносов и педагогика. - Архангельск: Изд-во Поморского международного университета,
1994. – 223 с.

В книге рассматривается система педагогических идей М. В. Ломоносова на фоне развития общеевропейской науки, культуры, педагогики. Данная работа является монографическим исследованием, посвященным ломоносовскому периоду в русской педагогике. Первый русский академик показан как автор педагогической теории, заложившей основы русской научной педагогики. В работе раскрывается своеобразие педагогических идей Ломоносова, их значение для современности. В этот период обнаружился новый уровень интеграции разных культур – русской, народной и западной, появилось новое качество педагогических идей, идущее от целостного восприятия человеческой природы, от понимания ценности личности. Идеи обращены к молодежи: к познанию, науке, в использовании интеллектуального богатства на благо Родины, в устремленности в будущее.

«Да воссияет мир, наук питатель»
М. В. Ломоносов

Ломоносов: Сб. статей и материалов. Т. IX /Отв. ред. Э. П. Карпеев. – СПб.: Наука, 1991. – 199 с. – (АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники)

Сборник содержит статьи, в которых излагаются результаты исследования деятельности М. В. Ломоносова в различных отраслях знания, некоторые новые материалы о жизни великого ученого, а также сведения о тех, с кем он в той или иной степени был связан или совместно работал. Разделы сборника традиционны, а содержание статей определяется позицией их авторов, которая не во всем совпадает с мнением составителей. Такой подход даст новый импульс к развитию ломоносоведения, несколько «зажатого» ранее сложившимися у нас стереотипами. Авторы статей работают в тесном контакте с музеем М. В. Ломоносова. В данном сборнике возобновлена прерванная почти тридцать лет назад публикация библиографии сочинений Ломоносова и литературы о нем, которая составлена давним автором сборников Е. Б. Рысс.


Михаил Васильевич Ломоносов: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1993. – 128 с. – (Биография писателя)

Богата славными именами земля русская… Среди них особое место занимает имя М. В. Ломоносова, двинувшего вперед развитие отечественной науки, культуры, языка. Своей жизнью и деятельностью Ломоносов доказал, что «гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему вражеская судьба» (А.Н. Радищев). Эта книга, раскрывающая биографию ученого, адресована прежде всего учащимся. « Я дело стану петь, несведомое прежним» - так сформулировал Ломоносов свой жизненный девиз. А это значит постоянно открывать людям истину средствами науки и поэзии, стремиться к утверждению в жизни разумных начал, развивать творческие и созидательные способности личности. Его энергия, острота восприятия, трудоспособность показывают неисчерпаемые творческие возможности человека.

Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена