Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация по ЕИС

Часы работы

27 апреля (суббота) - библиотека открыта с 9:30 до 13:00
28, 29, 30 апреля, 1 мая - выходные и праздничные дни

8 мая (среда) - библиотека открыта с 9:30 до 15:00
9, 10, 11, 12 мая - выходные и праздничные дни

Библиотека открыта для читателей:
понедельник-пятница:
с 09.30 до 19.00
суббота:
с 10.00 до 17.00

Вам доступно при любом режиме работы:
Вам может понадобиться:
Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Telegram-чат

Сообщения ВК

Как записаться в библиотеку

VK GROUP telegram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Ведомство учреждений императрицы Марии – государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи. Ведет свое начало с 12 ноября 1796 г., когда Павел I своим указом передал Воспитательное общество благородных девиц под эгиду своей супруги Марии Федоровны. 2 мая 1797 г. Мария Федоровна приняла в ведение Московский и Санкт-Петербургский Воспитательные дома. С этого времени и вплоть до упразднения в 1917 г. Мариинское ведомство специализировалось на управлении благотворительными, женскими и специализированными учебными заведениями.

За время своей деятельности Ведомство учреждений императрицы Марии сформировалось в целый комплекс различных благотворительных учреждений призрения, патронируемых членами императорской фамилии.

Жизни и деятельности «главной начальницы» Ведомства посвящена книга Г. И. Вилламова «Хронологическое начертание деяний блаженной памяти государыни императрицы Марии Феодоровны в пользу состоявших под Высочайшим ее покровительством заведений» (СПб., 1897). Необходимо подчеркнуть, что Григорий Иванович Вилламов (1773–1842), сын немецкого поэта и педагога Иоганна-Готлиба Виллама (1736–1777), служившего инспектором классов в лютеранской Петровской школе Санкт-Петербурга, был личностью замечательной: переводчик при Коллегии иностранных дел, дипломат – секретарь российского посольства в Стокгольме; в 1801 г. его назначили «быть у исправления дел» императрицы Марии Федоровны, то есть ее личным секретарем. В этой почетной и ответственной должности Г. И. Вилламов состоял до кончины императрицы в 1828 г., тогда же он начал составление своей книги, первое издание которой появилось в 1836 г. В книге представлена многообразная благотворительная деятельность Марии Федоровны, прежде всего – по созданию различных учебных заведений и благотворительных организаций.

Хроника Ведомства учреждений императрицы Марии, состоящих под непосредственным покровительством императорских величеств, представлена в юбилейном издании «Пятидесятилетие IV Отделения Собственной его императорского величества канцелярии» (СПб., 1878), которое по поручению начальства подготовил к печати И. Я. Селезнев. Селезнев Иван Яковлевич (ок. 1825–1889) был преподавателем русского и славянского языков, а также библиотекарем Императорского Александровского лицея.

Специальным приложением к предыдущему изданию служит книга «Монографии учреждений Ведомства императрицы Марии» (СПб., 1880), в которой представлено описание Воспитательных домов (Московского и Санкт-Петербургского) вместе с состоящими при них сиротскими воспитательно-учебными заведениями.

Различные стороны и сферы деятельности Ведомства учреждений императрицы Марии отражены в многочисленных изданиях:

«Циркуляры по Ведомству учреждений императрицы Марии за 1890 – 1905 гг.: С добавлением предметного указателя и некоторых циркуляров за время до 1890 г.» (СПб.: Издание V Экспедиции Собственной его императорского величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии, 1906);

«Счетные правила Ведомства учреждений императрицы Марии: Свод законов, т. VIII ч. II кн. 13 Свода уставов счетных, изданных 1857 г., с последующими дополнениями, изменениями и циркулярными распоряжениями по 1-е июня 1906 г.» (СПб.: Издание контроля Ведомства учреждений императрицы Марии и V Экспедиции Собственной его императорского величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии, 1906);

«Ведомство учреждений императрицы Марии: Денежные обороты, капиталы, число учреждений, воспитываемых, учащихся, больных, призреваемых и другие сведения за 1904 г.» (СПб.: Издание контроля Ведомства учреждений императрицы Марии, 1906);

«Медицинский отчет по Ведомству учреждений императрицы Марии, 1903 – 1904 гг.» (СПб., 1906);

«Ведомство учреждений императрицы Марии и его учреждения в Царском Селе и Царскосельском уезде» (СПб., 1911).

Учебный комитет Ведомства учреждений императрицы Марии был организован в 1844 г. при IV Отделении собственной его императорского величества Канцелярии и представлял собой центральное управление по учебной части. Учебный комитет предназначен был для постоянного наблюдения за учебным процессом в подведомственных заведениях.

Предметами занятий Учебного комитета было определено:

1) предварительное обсуждение вопросов по учебной части; 2) предварительное рассмотрение учебных программ и методов их преподавания; 3) рассмотрение руководств, учебных пособий и других книг, приобретаемых для учебных заведений; 4) указание на новые сочинения, полезные для воспитывающихся; 5) установление единообразного порядка во всех равностепенных заведениях относительно хода учебной части, 6) начертание аттестационных форм по всем учебным занятиям воспитывающихся и правил ведения этих списков; 7) составления правил для экзаменационных испытаний; 8) предварительное обсуждение всех предложений по устройству и преобразованию учебной части в заведениях, при составлении для них новых уставов или изменении прежних.

На утверждение Учебного комитета предоставлялись в основном учебные пособия и руководства, которые могли быть использованы в многочисленных подведомственных заведениях для становления учебного процесса. Книги, передаваемые на рассмотрение в Учебный комитет, отмечены штампом «Библиотека Учебного комитета Ведомства учреждений императрицы Марии»:

Cahiers d`une eleve de Saint-Denis: Cours d`etudes complet et gradue pour les filles: premiere annee – deuxieme semestre [Рабочие тетради ученика Сен-Дени: полный учебный и выпускной курс для девочек: первый год – второй семестр] (Paris, 1850);

Алексеев В. А. «Хрестоматия по истории древней Греции: В отрывках из древне-классических писателей для старших классов гимназий» (СПб., 1891);

Сиповский В. Д. «Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах (с IX по XIV столетия) / С рисунками В. М. Васнецова» (СПб., 1883);

«Средние века: Систематический курс всеобщей истории: Руководство для учащихся в средних учебных заведениях и для самообразования» (Одесса, 1902);

Семенов Д. Д. «Опыт дидактического руководства к преподаванию русского языка 9 – 11-летним детям в школе и дома: По книге "Дар слова" и картинам "Времена года"» (СПб, 1868);

Засодимский П. В. «В зырянском краю (Путевые очерки)» (М.,1901);

Альбицкий В. И. «Высшие учебные заведения России, мужские и женские: Справочная книга для готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения и учащихся в них: Цель заведений, с указанием времени учреждения их и для некоторых заведений времени последовавших реформ. Разделение на специальные отделения и курсы, с указанием имеющихся при заведениях приготовительных классов и их устройства. Предметы изучения и вообще теоретические и практические занятия в заведениях. Начальство заведений: Подробные правила поступления и программы приемных испытаний. Плата за слушание лекций и условия освобождения от нее. Стипендии казенные и частные, их количество и размер, условия получения и пользования ими. Условия перехода с курса на курс. Ученые звания и степени, получаемые по окончании полного курса и гражданские права, с ними соединенные. Распределение учебных занятий по отделениям и курсам, с указанием числа лекций и часов, назначенных для каждого предмета на курсе, и с указанием чтецов лекций. Статистические данные о количестве, составе и распределении учащихся по отделениям и курсам за последние 5 – 10 лет. Наконец, в приложении указатель времени утверждения и местонахождения уставов всех высших учебных заведений, а также и некоторых средних» (СПб., 1884).

Основная деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии началась с призрения младенцев. К концу XIX в. оба столичных воспитательных дома ежегодно принимали на свое попечение более 20 000 младенцев незаконнорожденных и до 1000 законных, а также призревали в деревнях у воспитателей до 80 000 питомцев, остававшихся на попечении дома до 21-летнего возраста; для питомцев содержалось более 100 школ.

Санкт-Петербургский Воспитательный дом был основан в 1770 г. по инициативе И. И. Бецкого для призрения незаконнорожденных детей, сирот и детей бедняков. Когда «главной начальницей» стала императрица Мария Федоровна, Санкт-Петербургский Воспитательный дом был переведен в бывший дворец графа К. Г. Разумовского (набережная реки Мойки, дом 48).

Изначально каждый человек мог анонимно в любое время принести в Воспитательный дом младенца, ребенок находился там до совершеннолетия, получал начальное и профессиональное образование. Позже в связи с огромной детской смертностью штаты Воспитательного дома были ограничены 500 воспитанниками. Остальных детей отдавали на воспитание в семьи «благонадежных и доброго поведения крестьян».

Воспитательный дом стал одним из первых в Петербурге учреждений, подготавливающих специалистов со средним специальным образованием. Учитывая государственную потребность в сельских учителях и младшем медицинском персонале, при доме открывают учительскую семинарию и медицинское училище с госпиталем. Девушки получали в основном педагогическое образование. Они устраивались гувернантками, домашними наставницами, учителями в сельских школах. Из юношей готовили канцелярских служащих, фельдшеров, фармацевтов, садоводов.

Санкт-Петербургский Воспитательный дом имел четко налаженную структуру и ежегодную отчетность, о чем свидетельствуют книги:

«Высочайше утвержденные: Положение о Правлении Санкт-Петербургского Воспитательного дома: Штаты сего учреждения и наставление почетному опекуну, управляющему заведением» (СПб., 1870);

Баньковский В. А. «Отчет по Императорскому Санкт-Петербургскому Воспитательному дому за 1897 год» (СПб., 1898).

Еще одним крупным направлением деятельности Ведомства учреждений императрицы Марии было женское воспитание и образование. В институтах и других закрытых заведениях Ведомства и существующих при некоторых из них специальных педагогических курсах ежегодно воспитывалось свыше 10 тысяч девушек разных сословий и вероисповеданий; кроме того, в трех Мариинских училищах и в других женских школах, учрежденных разными обществами, всего в количестве свыше 70, получали образование и воспитание более 6 тысяч девушек, в 31 гимназии, прогимназиях и педагогических курсах – до 10 тысяч девушек.

О женских учебных заведениях Ведомства и их документальной и законодательной базе можно узнать из книг:

«Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, высочайше утвержденный 30 августа 1855 г.: С последующими дополнениями, изменениями, циркулярными распоряжениями и предписаниями по 1-е Января 1884 года» (СПб., 1884);

«Свод узаконений о женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии» (СПб., 1903);

«Основные положения, нормальная табель и учебные планы женских институтов и гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии» (СПб., 1905);

Маврицкий В. А. «Правила и программы женских учебных заведений на 1909 – 1910 г.» (М., 1909);

«Учебные программы женских институтов и гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии» (СПб., 1913).

Николаевский Сиротский институт. В 1834 г. при Воспитательном доме было открыто сиротское отделение, на основе которого образовался Сиротский институт императора Николая I (с 22 ноября 1837 г.). Институт предназначался для воспитания круглых сирот – дочерей чиновников военного и гражданского ведомств, всех вероисповеданий на казенный счет, и полусирот с платой 300 рублей в год. Девочки принимались на полное содержание и получали образование по программе средних учебных заведений, их обучали не только наукам, но и ремеслам.

Особое внимание уделялось изучению языков, чтению. Для подготовки «наставниц для воспитания детей» были учреждены французские классы. Затем к общеобразовательным классам прибавился высший – практический, воспитанницы которого занимались преподаванием в младших классах под руководством учителей и определялись на некоторое время классными дамами в другие институты. Появился особый музыкальный класс, где обучались музыке наиболее одаренные девушки.

Книжное собрание Николаевского Сиротского института объединено поздними переплетами с золоченым тиснением «Н. С. И.» на кожаном корешке и характерными штампами на титульных листах. В Николаевском Сиротском институте уделяли много внимания всестороннему развитию воспитанниц, поэтому в собрание институтской библиотеки входили учебные пособия по разным отраслям знания:

Viehoff H. Handbuch der Deutschen Nationallitteratur: Nebst einem Abriss der Literaturgeschichte, Verslehre, Poetik und Statistik. In drei Teilen: Dichter und Prosaiker von Haller bis auf die neueste Zeit mit biographischen und andern

Erlauterungen. Ein Lesebuch fur obere Klassen hoherer Lehranstalten und Freunde der deutschen Litteratur [Справочник немецкой национальной литературы: с очерком истории литературы, стихосложения, поэтики, и статистическими данными. В трех частях] (Braunschweig, 1892);

Вельтер Т. Б. «Руководство к изучению всеобщей истории для гимназий и других средних учебных заведений: История средних веков / Перевод с немецкого 19-го издания Л. Левенстерна и А. Карлова» (СПб., 1863);

Овсянико-Куликовский Д. Н. «Теория поэзии и прозы: Руководство для средней школы и для самообразования» (М., 1908).

Санчурский Н. В. «Краткая грамматика латинского языка: Вполне применена к новым гимназическим программам 1904 г. (см. Журнал Министерства народного просвещения за 1904 г., декабрь, стр. 97–108): 1. Этимология. 2. Начальные правила синтаксиса» (Петроград, 1916).

Другим учебным заведением для сирот был Институт императрицы Марии (или Мариинский институт), который был открыт в 1797 г. императрицей Марией Федоровной. Этот институт принадлежал к числу закрытых учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, в котором за казенный счет воспитывались девушки из привилегированного сословия («благородные девицы»). Цель заведения состояла в том, чтобы сделать из воспитанниц «честных и добродетельных жен, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми и, в случае нужды, надежных и исправных прислужниц, искусных во всяких женских рукодельях». Таким образом, практическая цель воспитания устанавливалась двоякая, в зависимости от способностей и призвания: в приготовлении к педагогической деятельности или к рукоделию и хозяйству. Помимо общеобразовательных предметов и языков, в институте преподавали рисование, церковное пение, рукоделие, домашнее хозяйство с практическими упражнениями на учебной кухне, танцы, музыку, позднее – лепку.

Подробные исторические сведения об Институте императрицы Марии можно почерпнуть из юбилейного издания, подготовленного по поручению Совета Мариинского института инспектором классов Н. С. Карцевым, «Мариинский институт: 1797 – 1897» (СПб., 1897). На титульном листе книги имеется дарственная надпись от составителя Николая Сергеевича Карцева (1845–1878) известному русскому писателю и педагогу Александру Федоровичу Селиванову (1856–1919).

Штамп библиотеки и суперэкслибрис Института императрицы Марии имеется на книге «Жития святых: На русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святого Дмитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: месяц апрель» (М., 1906).

Женский педагогический институт был основан 23 июня 1903 г. на базе педагогических курсов при Санкт-Петербургских женских гимназиях. Институт готовил преподавательниц для всех классов женских учебных заведений, а также классных и домашних наставниц. Институт разделялся на 2 отделения: словесно-историческое и физико-математическое, с 4-летним курсом в каждом. Первые два года обучения посвящались теоретическим занятиям, а с третьего года начинались практические педагогические занятия. В институте преподавались: закон Божий, науки философские, педагогические, словесно-исторические, физико-математические, естественно-исторические и иностранные языки.

Библиотека Женского педагогического института формировалась во многом благодаря частным книжным пожертвованиям, а также дарам различных учреждений и учебных заведений. Большинство из книг имеют поздний твердый переплет с кожаным или коленкоровым корешком, на котором золоченым тиснением обозначена аббревиатура «Ж. П. И.»; на форзаце или титульном листе имеется штамп «Библиотека Женского педагогического института». После разного рода перемещений эти книги не были выделены из общего состава фундаментальной библиотеки, в настоящее время большая их часть остается в основном фонде.

Из книги «Положение об Императорском Женском педагогическом институте Ведомства учреждений императрицы Марии» ([СПБ., 1912]) можно узнать, что учебные планы двух факультетов института доводились до полноты соответствующих учебных планов университетских факультетов с дополнениями, учитывавшими педагогическую направленность института, получившего статус императорского.

Ведомство учреждений императрицы Марии занималось также призрением и воспитанием мальчиков. В двух коммерческих училищах и Гатчинском Николаевском сиротском институте воспитывалось до 2000 человек.

Гатчинский Сиротский институт был основан в 1803 г. по инициативе императрицы Марии Федоровны как сельский воспитательный дом, в который принимались дети с 7 лет. Этот дом составлял, как бы, подготовительное отделение Санкт-Петербургского воспитательного дома, откуда способнейшие воспитанники поступали в высшие учебные заведения, а девицы – гувернантками в семейства. В 1834 г. учебное заведение в Гатчине было преобразовано в восьмиклассную мужскую гимназию для мальчиков-сирот, а в 1837 г. – в Гатчинский Сиротский институт. В него принимали только сирот из дворянских семей с 10–12 лет, готовили домашних учителей, канцелярских чиновников.

Итоги полувековой деятельности Гатчинского Сиротского института подведены в юбилейном издании В. В. Додонова «Пятидесятилетие Императорского Гатчинского Николаевского сиротского института: 1837 – 1887 (Сборник материалов для истории института)» (СПб., 1887).

Для социальной защиты слепых в 1881 г. было учреждено Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых, которое входило в состав Ведомства учреждений императрицы Марии. С самого начала своей деятельности Попечительство преимущественно занималось учреждением училищ для слепых детей, с целью готовить их к самостоятельной трудовой жизни. Программа училищ для слепых представляла расширенный курс народной школы, с прибавлением ремесленного отделения (щеточное и корзиночное ремесла, а для девочек также и женские рукоделия); кроме того, из слепцов готовили музыкантов и настройщиков роялей. На конец XIX – начало XX века существовало 23 интерната для детей с более 600 учащихся. Курс обучения продолжался в среднем десять лет.

Попечительство учреждало также лечебницы, организовывало постоянные офтальмологические («окулистические») пункты, снабжало их наборами инструментов и стекол, лекарствами, а также содержало кровати в существующих глазных лечебницах.

Для распространения здравых понятий о помощи слепым Попечительство издавало ежемесячный журнал «Слепец», высылавшийся членам попечительства бесплатно. Для слепых в собственной типографии Попечительства печатались книги шрифтом Брайля, а с 1-го января 1898 г. для них издавался ежемесячный журнал «Досуг слепых». Отчеты попечительства и его отделений печатались ежегодно и высылались всем желающим бесплатно:

Долганов В. Н. «Отчет особого отдела по предупреждению слепоты за 1899 год / Составлен под редакцией профессора Л. Г. Беллярминова» (СПб., 1900);

Долганов В. Н. «Отчет особого отдела по предупреждению слепоты за 1903 год / Составлен под редакцией профессора Л. Г. Беллярминова» (СПб., 1905);

«Семнадцатый отчет состоящего под августейшим покровительством ее императорского величества государыни императрицы Марии Федоровны Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, за 1899 год» (СПб., 1900);

«Девятнадцатый отчет состоящего под августейшим покровительством ее императорского величества государыни императрицы Марии Федоровны Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, за 1901 год» (СПб., 1902);

«Двадцать третий отчет состоящего под августейшим покровительством ее императорского величества государыни императрицы Марии Федоровны Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, за 1905 год» (СПб., 1906).

Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых было основано в 1898 г. и со временем взяло на себя функции центрального органа, возглавившего дело призрения, обучения и воспитания глухонемых. Попечительство имело отделения во многих городах России. В 1900 г. Попечительство вошло с состав Ведомства учреждений императрицы Марии.

Предметом заботы Попечительства в Санкт-Петербурге стал Дом призрения и школа глухонемых, которая получила название Мариинской школы. Они были открыты осенью 1898 г. В школе содержалось и обучалось до 110 детей в возрасте от 6 до 17 лет в 9-ти классах. Дети находились на полном пансионе. В 1899 при Мариинской школе были открыты мастерские столярного и переплетного мастерства, в которых обучались и работали 20 взрослых.

Граф С. А. Апраксин в имении Мурзинка выделил участок для устройства мастерских Мариинского училища, и в 1900 г. в Мурзинке были построены школа, ферма, мастерские и церковь святого Филиппа. Было выстроено каменное двухэтажное здание с баней, прачечной, водопроводом, хлебопекарней. Число занятых в мастерских подростков превысило 80 человек. Все они содержались за счет Попечительства. В Мурзинке также была организована ферма-школа для 40 девушек от 9 до 35 лет. Для фермы был построен деревянный двухэтажный дом, разбит сад, огород, устроен скотный двор, птичник и прачечная.

В 1901 г. в здании Училища глухонемых (ул. Гороховая,18) Попечительство открыло амбулаторию для приходящих. Руководил амбулаторией известный русский отоларинголог и дефектолог М. В. Богданов-Березовский, в первый же год было принято 1848 человек. В начале 1900-х гг. в ведение Попечительства перешла основанная в 1895 г. Санкт-Петербургским обществом попечения о глухонемых Лихаревская школа-приют; бывшие в ней 10 мальчиков и 12 девочек были помещены в мастерские и на ферму.

О деятельности Попечительства о глухонемых можно узнать из книг:

Лаговский Н. М. «Учебно-воспитательные и благотворительные учреждения для глухонемых в России: Справочная книга Попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых» (СПб.: Издание Попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых, 1903);

Ильменский А. А. «Статистический очерк о глухонемых в России» (СПб., 1906).

Широкое распространение в Российской империи получил такой тип детско-юношеских заведений призрения Ведомства учреждений императрицы Марии как детские приюты. Они начали создаваться с 30-х гг. XIX в. Приюты предназначались для дневного пребывания детей в возрасте от 5–8 до 14–16 лет, имевших бедных родителей. В ходе становления приютов был усовершенствован учебный процесс, унифицированы учебные программы, начало внедряться профессиональное обучение. При некоторых приютах были созданы сиротские отделения, в которых питомцы находились постоянно. По состоянию на 1904 г. в ведении Санкт-Петербургского совета детских приютов состояли 19 приютов для приходящих детей, 11 сиротских отделений и рукодельно-хозяйственная школа имени А. Г. Елисеева. Эти заведения призревали одновременно около 4,5 тысячи детей.

Специфика работы с детьми в приютах отражена в книгах:

«Большевский исправительный приют для нищенствующих девочек: Очерк деятельности приюта с основания оного по 1-е января 1884 г. / Состоящее под августейшим государыни императрицы покровительством Общество поощрения трудолюбия в Москве» (М., 1884);

«Семейный приют государя наследника цесаревича, ныне Дом призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге, состоящий под Высочайшим покровительством его императорского величества: 19 октября 1865 г. – 19 октября 1890 г. Двадцатипятилетие высочайшего покровительства учреждению» (СПб., 1890);

Буксгевден О. О. «Состоящее под высочайшим их императорских величеств покровительством Ведомство детских приютов и его задачи: Сборник сведений, издаваемый Канцелярией по управлению всеми детскими приютами Ведомства учреждений императрицы Марии: Заботы о выпущенных из заведений детях» (СПб.: Издание Канцелярии по управлению всеми детскими приютами Ведомства учреждений императрицы Марии, 1906).

Напоминаем читателям, что во всех библиотеках РГПУ им. А. И. Герцена действует единый читательский билет. Все книги, представленные на выставке, доступны всем нашим читателям.

Каталог
2024 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена