Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны
EN Версия для слабовидящих

EBSCO Discovery Service

Единый полнотекстовый поиск по электронным ресурсам из подписки РГПУ им. А.И. Герцена
Ключевое слово
Название
Автор

 

Известия
Российского государственного
педагогического университета
им. А.И. Герцена
Izvestia:
Herzen University
Journal of
Humanities & Sciences
Обслуживание читателей
с ограниченными
возможностями
здоровья

Авторизация

Часы работы

Фундаментальная библиотека открыта для читателей:
понедельник - пятница:
с 10.00 до 19.00
суббота - с 10.00 до 17.00


Подробнее

Календарь

Контакты

Адрес:
191186, Санкт-Петербург,
наб.р.Мойки, д.48, корп.5

Показать на карте

тел./факс:
+7(812) 314-54-09
+7(812) 643-77-67 (* 3029)
Е-mail:
libinfo@herzen.spb.ru

Как записаться в библиотеку

VK GROUP Facebook Instagram Youtube

Рассылка новостей

E-mail
Нажимая на кнопку "Подписаться на обновления", я даю согласие на обработку персональных данных

Участник

apoer.ru
arbicon.ru
neicon.ru

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена ведет отсчет своей истории со 2 мая 1797 г., когда император Павел I передал Санкт-Петербургский и Московский Воспитательные дома под патронат императрицы Марии Федоровны.

Императрица Мария Федоровна (до перехода в православие София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (Sophia Marie Dorothea Auguste Luise von Württemberg), вторая жена Павла I), приняв руководство над Воспитательными домами, вплотную занялась проблемой детской смертности. Императрица в первую очередь ограничила прием детей в Воспитательные дома, большинство детей отправлялось для поправки здоровья в «казенные государевы деревни».

Для нужд Санкт-Петербургского Воспитательного дома был приобретен особняк графа Разумовского на набережной реки Мойки, 48, а затем и смежный с ним дом графов Бобринских. Со временем в Воспитательном доме стали оставлять только девочек старше 6 лет (мальчиков отправляли в Гатчинский Сельский воспитательный дом), и учебные программы строились в соответствие с разным образовательным уровнем. Для талантливых девочек при Воспитательном доме были открыты латинские, французские и немецкие классы, а также особые классы музыки. Постепенно из них возникли семинарии для подготовки учительского персонала.

Таким образом, императрице Марии Федоровне принадлежит заслуга основания в России женского педагогического образования.

На выставке представлены книги, непосредственно отражающие факты биографии Марии Федоровны. Это посмертное издание «Жизнь в Бозе почиющей государыни императрицы Марии Федоровны» (М., 1829) с приложением стихотворений на кончину императрицы В. Жуковского, С. Шевырева, А. Попова, С. Глинки.

Необходимо отметить также мемуарное сочинение Г. И. Вилламова «Хронологическое начертание деяний блаженной памяти государыни императрицы Марии Феодоровны в пользу состоявших под Высочайшим ее покровительством заведений» (СПб., 1897). Григорий Иванович Вилламов (1771[3]–1842) – действительный тайный советник. После службы в Коллегии иностранных дел, во флоте, в Стокгольмской миссии В. И. Виламов в 1801 г. был назначен личным секретарем императрицы Марии Федоровны. Он был чрезвычайно деятельным и полезным помощником императрицы в ее просветительно-благотворительной деятельности. После смерти Марии Федоровны в 1828 г. В. И. Вилламов до конца своей жизни исполнял обязанности статс-сектераря IV отделения собственной его императорского величества канцелярии (Ведомства императрицы Марии Федоровны).

О деятельности императрицы в сфере женского образования, общественного призрения и широкой благотворительности подробно рассказывают книги Е. А. Энгельгардта «Императрица Мария Федоровна в богоугодных ее заведениях» (СПб., 1832), Е. С. Шумигорского «Императрица Мария Федоровна (1759–1828): ее биография» (СПб., 1892), Н. Л. Модзалевского «Императрица Мария Феодоровна и ее первый женский институт: Из истории Санкт-Петербургского Мариинского института» (СПб., 1894). Как отмечает русский писатель и педагог Е. А. Энгельгардт, «императрица Мария Федоровна в продолжение благодатной своей жизни без сомнения сделала для человечества более, нежели все в Европе человеколюбивые сословия, коих начало, учреждения и действия столь часто и подробно бывали описаны; но кроткая скромность сей, удивления достойной жены, никогда не дозволяла сделать главными благие ее деяния, и так многое осталось безызвестным или дошло до общего сведения в весьма несовершенном только виде».

Императрица Мария Федоровна была инициатором открытия многих учебных и благотворительных учреждений, однако, любимым ее детищем было Училище глухонемых. Это было первое в России специализированное учебное заведение для глухонемых детей, оно было открыто в Павловске в 1806 г. Целью этого учебного заведения было воспитание и образование, в том числе и ремесленное, детей обоего пола, родившихся глухонемыми или оглохшими от болезни с потерей дара слова. Сведения об истории открытия Училища глухонемых можно почерпнуть из «Журнала Императорского человеколюбивого общества, издаваемого Комитетом оного по ученой части. Часть VIII» (СПб., 1819).

В 1810 г. училище было переведено в Петербург. Мария Федоровна не только выделила необходимые средства из своей личной казны на приобретение под училище большого дома, но и взяла на содержание половину учащихся, учителей, надзирателей, активно вникала в процесс становления и развития школы. В 1817 г. для училища специально было выкуплено здание на углу Гороховой улицы и набережной реки Мойки, что позволило училищу войти в комплекс Санкт-Петербургского Воспитательного дома.

При училище глухонемых была организована собственная типография, которая успешно функционировала более века. В фундаментальной библиотеке РГПУ им. А. И. Герцена сохранились книги, отпечатанные в типографии Санкт-Петербургского училища глухонемых, а также в типографии Санкт-Петербургского Воспитательного дома.

К моменту смерти Марии Федоровны в 1828 г. в систему ее благотворительных учреждений входило 43 заведения: воспитательные дома, богадельни, вдовьи дома, приюты, учебные заведения женского средне-специального и медицинского образования, больницы различного профиля, амбулатории для приходящих больных, родильные дома и прочие. После кончины своей царственной попечительницы все созданные или преобразованные воспитательные и благотворительные учреждения составили целое ведомство, носящее ее имя – Ведомство учреждений императрицы Марии.

На выставке представлены также книги, связанные с историей основания Императорского женского педагогического института. Институт состоял в Ведомстве учреждений императрицы Марии, и одним из его учредителей и постоянным высочайшим попечителем был великий князь Константин Константинович Романов, правнук императрицы Марии Федоровны.

Великий князь Константин Константинович (1858–1915) – член Российского императорского дома, генерал-адъютант (1901), генерал от инфантерии (1907), генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Санкт-Петербургской Императорской Академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург. В фундаментальной библиотеке сохранились книги с автографами великого князя, а также книги из собрания Мраморного дворца.

О жизни и творчестве великого князя рассказывает книга Г. Нелюбина «Светлой памяти К. Р.: Цветы русской поэзии усопшему августейшему поэту» (Петроград, 1915). Книга имела ограниченный тираж, каждый экземпляр издания был именным, в фундаментальной библиотеке имеется экземпляр Е. В. Гогель с дарственной надписью автора-составителя: «Глубокоуважаемой Елене Владимировне Гогель на добрую память Г. Нелюбин. 17/I 1916».

Сподвижником великого князя в организации и учреждении Женского педагогического института выступал Павел Егорович Кеппен (1846–1911). Генерал-лейтенант артиллерии, адъютант морского министра России великого князя Константина Николаевича (1879–1888), управляющий двора ее императорского высочества великой княгини Александры Иосифовны (1888–1911), член Совета детских приютов при собственной его императорского величества канцелярии по учреждения Ведомства императрицы Марии, вице-председатель Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. П. Е. Кеппен был инициатором создания первой русской гимназии (1870), учредителем первого детского сада (1873) в Гельсингфорсе.

По Духовному завещанию вся библиотека П. Е. Кеппена была передана в Женский педагогический институт. Эта обширнейшая библиофильская коллекция содержит, в том числе, много книг по педагогике, истории образования и воспитания, например, на выставке представлены два выпуска журнала «Воспитание и обучение» за 1877 и 1878 гг.

Гогель Елена Владимировна (1867–1955) – первый библиотекарь Женского педагогического института (с 1 сентября 1903 г.). Видный библиотечный деятель, действительный член Русского библиографического общества с 1903 по 1917 гг. Ее трудами были созданы три крупные библиотеки: 1) 1903–1917 гг. библиотека Женского педагогического института в Петербурге, которую сама Е. В. Гогель называла своим «детищем»; 2) 1918–1922 гг. Вятская губернская публичная библиотека им. А. И. Герцена, которую Е. В. Гогель не просто возродила к жизни, но превратила в научный и культурный центр всего Вятского края; 3) 1924–1929 гг. Центральная сельскохозяйственная библиотека Наркомзема в Москве.

Е В. Гогель была одним из основателей Общества библиотековедения в России в 1908 г., в 1910 г. участвовала в Международном съезде деятелей архивного и библиотечного дела в Брюсселе, в 1911 г. принимала участие в работе Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу. Е. В. Гогель подарила много книг библиотеке Женского педагогического института, это издания русских классиков, книги по истории царской семьи, о деятельности Ведомства учреждений императрицы Марии. Так, на верхней сторонке переплетной крышки и титульном листе книги «Устав женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии» (СПб., 1906) имеется собственноручная подпись Е. В. Гогель.

Первым директором Женского педагогического института с 1903 по 1916 г. был Сергей Федорович Платонов (1860–1933), историк, академик Российской Академии наук (с 1920 г.), в 1900–1905 гг. – декан историко-филологического факультета Петербургского университета.

С. Ф. Платонов читал лекции по русской истории во многих высших учебных заведениях Петербурга: в университете, в ЖПИ, на Высших женских курсах, в Академии Генерального штаба, в Военно-юридической академии, а также преподавал в Константиновской женской гимназии. С 1918 г. занимался налаживанием архивного дела в Петербурге, в 1918–1929 гг. был председателем Археографической комиссии, в 1925–1929 гг. – директор ИРЛИ (Пушкинского дома), в 1925–1928 гг. – директор библиотеки Академии наук. В январе 1930 г. С. Ф. Платонов был безвинно репрессирован (см. Академическое дело), реабилитирован в 1967 г.

С. Ф. Платонов был в числе главных дарителей книг библиотеке Женского педагогического института. На выставке можно ознакомиться с его самыми известными научными трудами, выдержавшими не одно издание и остающимися актуальными до сегодняшнего дня: «Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI–XVII вв.: Очерки изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время» (СПб., 1899); «Лекции по русской истории» (СПб., 1909).

Фонды библиотеки Женского педагогического института были слиты с фондами библиотеки Третьего педагогического института в 1922 г., и сейчас составляют значительную часть фондов фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена.

Решением Ученого совета университета № 7 от 25 апреля 2002 года фундаментальной библиотеке РГПУ им. А. И. Герцена присвоено имя императрицы Марии Федоровны.

Библиотека бережно сохраняет книги, посвященные жизни и деятельности императрицы, а также издания, имеющие непосредственное отношение к ее благотворительной деятельности: «Великая княгиня, императрица, вдовствующая императрица, мать – вот все ипостаси Марии Федоровны, для которых она нашла свои краски и цвета».

Все книги, представленные на выставке, доступны читателям фундаментальной библиотеки.

2021 © Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена